ИНТЕГРАТИВНЫЕ АЛГОРИТМЫ И ЭТИОПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ В МЕТОДОЛОГИЯХ ОБУЧЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА СВЯЗЬ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ

З. Ковач
Медицинский факультет Загребского университета, Хорватия, 10000, Загреб, KBC Ребро, Киспатичева, 12
E-mail: [email protected]

Преподавание в медицине уже столкнулось с проблемой взаимоотношений между фундаментальными науками и клиническими дисциплина-ми. В постгеномную эпоху вопросы методики преподавания связаны и с выбором содержания и с объемом материала, предлагаемого для освоения. Качественная и количественная природа информации и заслуживающие доверия методологии исследований создают дополнительные проблемы в медицине. Возникает необходимость выбора между реальной и потенциальной клинической релевантностью (точностью и надежностью), сложностью регуляции на молекулярном уровне, разработкой концепций иерархического структурирования, адекватности и нелинейностире-активности и методики преподавания/обучения и т.д. Изучение патофизиологии должно обеспечить надежные интегральные подходы и создать возможность для того, чтобы скомпоновать этиологические и патофизиологические компоненты. В этой статье вкратце обсуждаются общие особенности комплексных алгоритмов и этиопатогенетических кластеров. Эти 2 подхода обеспечивают пошаговые методики, которые от индивидуального уровня (клинические при-меры, специфические этиологические и патогенетические проблемы) переходят на релевантное вертикальное, горизонтальное и лонгитудиналь-ное интегральное представление о природе заболевания. Оба подхода создают структурно организованную систему и побуждают читателя к сотрудничеству и интеграции знаний. Обе методики представлены в монографиях, в которых рассматриваются подходы к решению проблем. Такие пособия широко используются в ряде университетов с поразительным успехом. Они подходят и для самообразования. Оба подходаоснованы на аналитической и ресинтетической системе решения проблемы. Когнитивные механизмы (распознавания) мозга человека, по-видимому,спо-собны реализовать такой синоптический (всеобъемлющий) подход, и поэтому такие методы нашли признание и получили высокую оценку многих поколений студентов. Обучение в аудиториях и время реального общения студента с преподавателем конвертировались во взаимовыгодное со-трудничество. Обе стороны выигрывают в процессе преподавания и обучения, основанном на этих 2 подходах. Истинная ценность разработки алгоритмов, а также этиопатогенетических кластеров состоит в их одновременном комплексном подходе к локальным и системным аспектам заболевания. Такие подходы, по-видимому, позволяют преодолеть некоторую предвзятость в компартментализированной медицине и упрощен-ной природе исследования. Они могут помочь в ликвидации пробелов в общих представлениях в области медицины благодаря комплексности до-стижений фундаментальных и прикладных клинических исследований. Не вызывает сомнений, что профессиональное сотрудничество клиници-стов с исследователями будет способствовать повышению эффективности их усилий, направленных на сохранение здоровья будущих поколений.
Ключевые слова: 
алгоритмическое обучение, междисциплинарый подход, этиопатогенетические кластеры, медицинский тезаурус, пато-физиология, проектно-ориентированное обучение, системный подход
Для цитирования: 
Ковач З. ИНТЕГРАТИВНЫЕ АЛГОРИТМЫ И ЭТИОПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ В МЕТОДОЛОГИЯХ ОБУЧЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА СВЯЗЬ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ. Молекулярная медицина, 2014; (2): -https://doi.org/