КАК УЧИТЬ ВРАЧА-ПАТОЛОГА? ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ПРЕОБРАЖАЕТСЯ В СИСТЕМНУЮ ПАТОБИОЛОГИЮ И СЛУЖИТ ВВЕДЕНИЕМ В ТРАНСЛЯЦИОННУЮ МЕДИЦИНУ
Патофизиология как наука и учебный предмет стоит перед крупнейшим в своей истории вызовом. Она расширилась далеко за пределы своего исторического названия за счет включения аспектов патохимии, иммунопатологии, патобиофизики, пато-информатики, а также взаимопроникновения с трансляционной медициной. Подобные процессы превалируют и в области па-тологической анатомии, что способствует реинтеграции ранее разветвившихся сестринских отраслей патологии. Обучение/ изучение патофизиологии должно быть изменено в соответствии с нуждами современности, интегративной ролью в системе медицинских наук, аналогичной таковой системной биологии в немедицинских науках о живом. Патофизиология врастает в клинику через лабораторные и функционально-диагностические пробы, представляющие собой контролируемые клинические эксперименты в целях лечебно-диагностического процесса. Таким образом, врачи кабинетов функциональной диагностики, служб клинической иммунологии, биохимии, генетики являются клиническими патологами. Каждый диагност создает кон-цептуальную модель заболевания, стремясь объяснить и скомпоновать данные применительно к конкретному случаю заболе-вания. Но в этом – суть клинической патофизиологии, следовательно, именно на ней основывается компетенция диагноста. Патобиология связывает научное и клиническое мышление и обеспечивает формирование общего языка многообразных ветвей медицины. Дан критический анализ нестыковок между программами медицинского и биологического образования как причин за-держки в развитии трансляционных исследований из-за нехватки компетентного персонала. Рассмотрен опыт инновационного междисциплинарного обучения в СПбГУ и Университете Загреба применительно к необходимости разработки новых учебных направлений и программ по патобиологии, открытых для студентов медицинских и биологических факультетов.
Ключевые слова:
алгоритмизованное обучение, междисциплинарное обучение, патобиология, патофизиология, патология, проектно-ориентированное обучение, системный подход, типовые патологические процессы, трансляционная медицина, этио-логические и патогенетические кластеры, язык медицины
Для цитирования:
Чурилов Л.П., Строев Ю.И., Утехин В.И., Цинзерлинг В.А., Балахонов А.В., Молитвин М.Н., Ковач З. КАК УЧИТЬ ВРАЧА-ПАТОЛОГА? ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ПРЕОБРАЖАЕТСЯ В СИСТЕМНУЮ ПАТОБИОЛОГИЮ И СЛУЖИТ ВВЕДЕНИЕМ В ТРАНСЛЯЦИОННУЮ МЕДИЦИНУ. Молекулярная медицина, 2014; (2): -https://doi.org/