ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ СИНДРОМА РЕТТА У ДЕВОЧЕК БЕЗ МУТАЦИЙ В ГЕНЕ МЕСР2: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОЛЕКУЛЯРНОГО КАРИОТИПИРОВАНИЯ
Введение. Синдром Ретта (RTT) рассматривается как самый распространенный генетический синдром, приводящий к умственной отсталости и аутизму у девочек. Этиология этого заболевания связана с мутациями в гене MЕCP2. Однако известно много случаев заболевания, при которых отмечается отсутствие мутаций гена МЕСР2. Цель исследования. Поиск микроаномалий хромосом и вариаций числа копий ДНК генома у девочек с RTT без мутаций в гене МЕСР2. Материал и методы. С помощью технологии молекулярного кариотипирования на ДНК-микроматрицах (array CGH) проведен молекулярно-цитогенетический анализ микроаномалий и вариаций генома у 25 девочек с клиническим диагнозом RTT, но без точковых мутаций в гене МЕСР2. Результаты. У 5 девочек со стертыми клиническими проявлениями болезни обнаружены микроделеции в участке Xq28, затрагивающие ген MECP2. У девочек с микроделециями в участке Xq28 наблюдается особый подтип RTT, проявляющийся в виде клинически более легких по сравнению с классическим вариантом форм этого моногенного синдрома. В одном случае атипичная форма RTT была ассоциирована с геномными аномалиями, затрагивающими ген CDKL5 и критический участок микроделеционных синдромов Прадера–Вилли и Ангельмана (15q11.2). Помимо этого, впервые представлены данные о вариациях генома в участках 3p13, 3q27.1 (по 1 наблюдению) и 1q21.1-1q21.2 (2 случая). Предполагается, что эти участки генома могут содержать новые гены, этиологически связанные с RTT-подобным фенотипом. В 15 проанализированных случаях патологически значимые нарушения и вариации генома не выявлены. Заключение. Согласно полученным данным, отсутствие мутаций в гене MECP2 у девочек с умственной отсталостью и аутизмом, обнаруженное при проведении молекулярно-генетической диагностики, не является исключающим критерием для клинического диагноза RTT. Во избежание ошибок при диагностике RTT необходима комплексная генетическая диагностика с привлечением молекулярно-цитогенетических методов (array CGH или молекулярное кариотипирование).
Ключевые слова:
синдром Ретта, аутизм, умственная отсталость, ДНК-микроматрица, молекулярное кариотипирова-
ние, геномные и хромосомные нарушения
Для цитирования:
Ворсанова С.Г., Юров И.Ю., Воинова В.Ю., Куринная О.С., Зеленова М.А., Демидова И.А., Улас Е.В., Юров Ю.Б. ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ СИНДРОМА РЕТТА У ДЕВОЧЕК БЕЗ МУТАЦИЙ В ГЕНЕ МЕСР2: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОЛЕКУЛЯРНОГО КАРИОТИПИРОВАНИЯ. Молекулярная медицина, 2014; (3): -https://doi.org/