КАК УЧИТЬ ВРАЧА-ПАТОЛОГА? ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ПРЕОБРАЖАЕТСЯ В СИСТЕМНУЮ ПАТОБИОЛОГИЮ И СЛУЖИТ ВВЕДЕНИЕМ В ТРАНСЛЯЦИОННУЮ МЕДИЦИНУ

Л.П. Чурилов (1), кандидат медицинских наук, доцент, Ю.И. Строев (1), кандидат медицинских наук, доцент, В.И. Утехин (1), кандидат медицинских наук, доцент, В.А. Цинзерлинг (1), доктор медицинских наук, профессор, А.В. Балахонов (1), доктор педагогических наук, профессор, М.Н. Молитвин (1), кандидат биологических наук, доцент, З. Ковач (2), доктор медицины, профессор
1 -Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, 197106, Санкт-Петербург, В.О. 21-я линия, д. 8, а, оф. 111;
2 -Медицинский факультет Загребского университета, Хорватия, 10000, Загреб, KBC Ребро, Киспатичева, 12
E-mail: [email protected]

Патофизиология как наука и учебный предмет стоит перед крупнейшим в своей истории вызовом. Она расширилась далеко за пределы своего исторического названия за счет включения аспектов патохимии, иммунопатологии, патобиофизики, пато-информатики, а также взаимопроникновения с трансляционной медициной. Подобные процессы превалируют и в области па-тологической анатомии, что способствует реинтеграции ранее разветвившихся сестринских отраслей патологии. Обучение/ изучение патофизиологии должно быть изменено в соответствии с нуждами современности, интегративной ролью в системе медицинских наук, аналогичной таковой системной биологии в немедицинских науках о живом. Патофизиология врастает в клинику через лабораторные и функционально-диагностические пробы, представляющие собой контролируемые клинические эксперименты в целях лечебно-диагностического процесса. Таким образом, врачи кабинетов функциональной диагностики, служб клинической иммунологии, биохимии, генетики являются клиническими патологами. Каждый диагност создает кон-цептуальную модель заболевания, стремясь объяснить и скомпоновать данные применительно к конкретному случаю заболе-вания. Но в этом – суть клинической патофизиологии, следовательно, именно на ней основывается компетенция диагноста. Патобиология связывает научное и клиническое мышление и обеспечивает формирование общего языка многообразных ветвей медицины. Дан критический анализ нестыковок между программами медицинского и биологического образования как причин за-держки в развитии трансляционных исследований из-за нехватки компетентного персонала. Рассмотрен опыт инновационного междисциплинарного обучения в СПбГУ и Университете Загреба применительно к необходимости разработки новых учебных направлений и программ по патобиологии, открытых для студентов медицинских и биологических факультетов.
Ключевые слова: 
алгоритмизованное обучение, междисциплинарное обучение, патобиология, патофизиология, патология, проектно-ориентированное обучение, системный подход, типовые патологические процессы, трансляционная медицина, этио-логические и патогенетические кластеры, язык медицины
Для цитирования: 
Чурилов Л.П., Строев Ю.И., Утехин В.И., Цинзерлинг В.А., Балахонов А.В., Молитвин М.Н., Ковач З. КАК УЧИТЬ ВРАЧА-ПАТОЛОГА? ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ПРЕОБРАЖАЕТСЯ В СИСТЕМНУЮ ПАТОБИОЛОГИЮ И СЛУЖИТ ВВЕДЕНИЕМ В ТРАНСЛЯЦИОННУЮ МЕДИЦИНУ. Молекулярная медицина, 2014; (2): -https://doi.org/